Начало (дебют) является очень важной стадией партии. Ошибка в дебюте может оказаться непоправимой и привести к тяжелым последствиям. Наоборот, хорошо разыгранное начало облегчает проведение самой ответственной стадии партии – ее середины. Следовательно, между дебютом и серединой партии должна существовать теснейшая связь. Эта связь выражается главным образом в том, что дальнейший план игры строится на основе достижений дебюта и отражает обстановку, сложившуюся в результате дебютной борьбы.
Когда говорят, что шахматист разыграл дебют безыдейно, это значит, что его замыслы были ограничены узким кругом чисто дебютных вопросов. Он полагал, что надо установить пешку в центре, коней лучше выводить раньше, чем слонов, ранний выход ферзя или несколько ходов одной и той же фигурой приносят ущерб общему развитию сил.
Руководствуясь лишь такими соображениями в начале, шахматист неизбежно натолкнется на серьезные затруднения при обдумывании дальнейшего плана игры. Он будет чувствовать, что дебют не раскрыл перед ним надлежащей перспективы и ему приходится начинать игру как бы с начала, в обстановке, созданной без учета предстоящей борьбы.
В древних шахматах, в которых ходы пешки, ферзя и слона были ограничены и отсутствовало правило рокировки, игру начинали часто с заранее условленных позиций (табий). Объяснялось это тем, что скучно было делать первые 10 – 12 ходов ввиду отсутствия активных возможностей. В наше время борьба начинается сразу и уже через несколько ходов может принять острый характер, а шахматист, механически разыгрывающий начало, часто приступает к игре со своего рода «табий».
Совершенно очевидно, что дебютные идеи должны развиваться в середине партии. М. Ботвинник высказал мысль о том, что сильной стороной в игре Д. Бронштейна являлось умение целеустремленно провести борьбу в фазе перехода ее от дебюта к середине. Именно в этой фазе игра Д. Бронштейна отличалась большой силой и глубиной. Действительно, начало и середина партии у Д. Бронштейна прочно сцементированы, и трудно иногда даже уловить переходный момент. Больше того, вероятно, такой переходной фазы и вовсе не существует в игре, где планы дебюта и середины слиты в единое гармоническое целое.
Подобную гармонию можно наблюдать не только в игре Д. Бронштейна. Она характерна для М. Ботвинника, П. Кереса, В. Смыслова и для большинства других советских гроссмейстеров и мастеров. Если вспомнить корифеев русской шахматной школы М. Чигорина, А. Алехина, А. Рубинштейна и других, то легко убедиться в том, что с первых ходов их мысль уходила далеко за грани дебюта.
Не лишены интереса в связи с этим некоторые высказывания Чигорина. Так, в мартовском номере журнала «Шахматы» за 1894 г. Чигорин в статье «Дебюты в их логическом развитии» пишет по поводу хода 2. Фе2 во французской защите: «Обсуждать этот ход можно только в связи со всем планом, вытекающим из него, а не изолированно, как это делали господа критики. Вот почему узость и недальновидность суждения последних поразительна».
В том же журнале в комментариях к 17 – й партии своего матча с Таррашем Чигорин замечает по поводу хода 10 … Се6: «Этот ход и предыдущие три хода – суть только звенья в целом плане защиты и отдельно обсуждаемы быть не должны». Можно привести и высказывания Чигорина, где он тесно связывает дебютные ходы с последующим планом игры. В его партиях можно найти множество примеров блестяще осуществленных атак, подготовленных глубокой идейной игрой в дебюте.
Характерным недостатком многих шахматистов является также отсутствие последовательности. Бывают случаи, когда, подготовив проведение определенного плана, шахматист неожиданно отказывается от него. Подобные явления вызываются тем, что суждение о позиционной силе того или иного хода выносится оторвано от общего плана. Нельзя одобрить ход, объективно, быть может, и неплохой, если он начинает разрывать единство партии, нарушать творческие замыслы. Игра в середине партии, не вытекающая из хорошо разыгранного дебюта, свидетельствует иногда и о том, что шахматист слишком увлекается дебютными вариантами, не вникая глубоко в их идейную сущность.
Подведем итоги
Итак, давайте ответим на вопрос: что значит разыграть дебют неудовлетворительно? Это значит: разыграть дебют
- без учета планов середины игры;
- без использования замыслов дебюта в общем стратегическом плане;
- на основе общих, чисто дебютных задач.
Мастерство определяется, в числе различных характеризующих его черт, также логической связью, творческой гармонией замыслов в начале и середине партии.