6-й чемпион мира М. Ботвинник сказал:

Научить играть в шахматы нельзя. Шахматам можно только научиться!

Памятная монета - 100 лет со дня рождения шахматиста М.М. Ботвинника

А тренер в свою очередь должен научить тому, как работать над шахматами, как правильно воспринимать информацию, и самое главное – найти нужную для ученика информацию. Именно ту информацию, в которой ученик сейчас нуждается. Очень важно, чтобы знания становились универсальными, в памяти хранились методы, планы, а не какие-то отдельные ходы. В этом и заключается искусство тренера.

Основу нашей методики составляет наиболее эффективное распределение времени. Ключевое слово здесь- эффективное. Ведь временем, которое человек отводит на шахматы, можно распорядиться по разному. Мы можем заниматься шахматами по 8 часов в день, а прогресс будет минимальным. А можем уделять шахматам 1-2 часа в день и идти вперед семимильными шагами. Недавние опросы среди шахматистов показали, что большинство из них считает лучшим средством для шахматного роста – постоянную игровую практику.

Причем мы говорим о шахматах по интернету. Чем больше играем, тем наша игра становится лучше. Конечно, в этом есть доля истины, но с одной оговоркой – необходимо получать правильную обратную связь от сыгранных партий и работать аналитически в направлении своей игры.
Польза от занятий шахматами неоспорима, ведь шахматы – это наука, спорт и искусство.

Шахматы – искусство

Чтобы убедиться в присутствии элемента искусства в шахматах, достаточно посмотреть партии выдающихся классиков шахматного мира конца 19 века.

Партия Пола Морфи

Пол Морфи – Любитель

1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5 4.b4 В те времена такие дебютные варианты, как гамбит Эванса были очень популярны. Ни о каких компьютарах тогда ничего не знал, а публика требовала зрелища!

4… С:b4 5.c3 Сa5 6.d4 e:d4 7.O-O Кf6 8.Сa3 Сb6 ? необходимо было играть (8… d6 после чего делать рокировку и уводить своего короля в безопасное место. Но в те времена играли в творческие шахматы, поэтому делом чести было забрать материал. Благодаря этому мы и знаем такие шедевры, как этот!)

9.Фb3 d5 10.e:d5 Кa5 11.Лe1+ Сe6 12.d:e6 ! Изюминка несложной форсированной комбинации с матом в конце варианта.

12… К:b3 13.e:f7+ Крd7 14.Сe6+ Крc6 15.Кe5+ Крb5 16.Сc4+ Крa5 17.Сb4+ Крa4 18.a:b3++ 1-0

Шахматы – наука

Что касается элемента науки, то здесь сомнений нет никаких.
Во-первых, доказано, что шахматы развивают интеллектуальные способности. Во-вторых, известно про философскую составляющую шахмат. И третье, самое главное – это то, что в шахматах есть правила игры, есть также теоретические правила (в эндшпиле мы, к примеру, знаем правила квадрата или треугольника).

Шахматы – спорт

Чтобы найти элемент спорта в шахматах, то можно посмотреть, какая борьба возможна на шахматной доске, какие волевые качества проявляют шахматисты во время партии:

Крамник-Широв

Крамник Владимир – Широв Алексей 1994
Линарес

Эта позиция встретилась в партии двух шахматных титанов в Линаресе 1994 года. Алексей Широв, игравший черными пожертвовал фигуру за инициативу будущему чемпиону мира Владимиру Крамнику . Позиция на доске очень очень интересная. Уделите минут 10-15, попробуйте ее оценить, подкрепив оценку примерными вариантами. Владимир Крамник пошел

1.f3 форсируя игру, так как белые выигрывают еще одну фигуру. Но ход Широва подливает масла в огонь атаки! Заслуживало внимания (1.Лh3 !? на что черные наметили и нельзя брать ферзя из-за мата! 1… Лg6 !!)

1… Лe4 !! выясняется, что черные подкидывают еще ладью, но при этом позиция вскрывается и белому королю очень сложно уйти от мата.

2.К:d5 !? В условиях реальной партии не так просто принимать решения, как анализируя эту позицию с компьютером. Скептики скажут, что черные некорректно пожертвовали материал, руководствуясь компьютерным анализом, а настоящие любители шахмат восхитятся красотой борьбы!

У белых был выбор из нескольких возможностей: (2.f:e4 !? Этот ход заслуживает пристального внимания, но от белых требуется точная игра 2… f:e4 И здесь выясняется, что единственной защитой является 3.Кe2 так как необходимо защищаться от Лf4. 3… e:d3 4.Ф:d3 Фh4 5.Фg3 Ф:g3 6.К:g3 Л:f4+ 7.Крg1 Позиция интересна для оценки. У белых лишняя фигура, а у черных 3 пешки за нее и активность фигур. В то же время для черных представляет опасность пешка b6, так как слон может пробраться на с8 и атаковать пешку b7. Здесь игра идет на три результата, но все же белые при точной игре проиграть не должны.

7… Л:d4 unclear position Позиция интересна для оценки. У белых лишняя фигура, а у черных 3 пешки за нее и активность фигур. В то же время для черных представляет опасность пешка b6, так как слон может пробраться на с8 и атаковать пешку b7. Здесь игра идет на три результата, но все же белые при точной игре проиграть не должны.) (2.Кe2 ! Именно этот ход в комментариях к партии Алексей Широв назвал самым опасным для черных.

Конечно, в условиях реальной партии после удара Ле4 тяжело трезво оценивать позицию! В этом и заключается красота шахмат, что такие позиции интересны зрителю! 2… Кe3+ 3.Л:e3 Лg6 ! важный промежуточный ход 4.Кg3 Л:e3 5.Ф:e3 Ф:g3 в этой позиции Алексей Широв даёт белым перевес, а Владимир Крамник продолжает анализ 6.Лa2 h5 7.Фe1 Ф:f4 8.Фe8+ Крh7 9.Фe5 Фg5 10.Лe2 h4 11.Фe3 White has a moderate advantage Черные перед непростым выбором. Или надо двигать вперед пешку f4, тем самым ослабляя поля, или разменивать ферзей, или отдавать ферзю белых такое важное поле f4.)

2… c:d5 3.c6 ! Белые хотят отвлечь внимание соперника на свою проходную пешку.

3… Л:f4 4.c:b7 Лe4 ! Во второй раз ладья идет на е4 под бой! Но здесь у этого хода еще есть дополнительная цель- задержать пешку b7 ферзем с h2.

5.Лc1 Крh7 ! Заранее уходя из под шахов

6.b8Ф Ф:b8 7.f:g4 Фh2 !

8.Лf3 Л:g4 Белые пожертвовали новоиспеченным ферзем, чтобы забрать активного коня на g4. Атакующий потенциал позиции еще не исчерпан, поэтому от белых требуется точность.

9.b7 ?? Решающая ошибка. Третьему ферзю так и не суждено было появиться. Белые получали неплохую игру после (9.Лf2 Лfg6 10.С:d5 Фd6 11.Сg2 Л:d4)

9… Лfg6 10.Лc2 Л:g2 11.Ф:g2 Л:g2 12.Л:g2 Фh1+ 13.Крf2 Фb1 Черные забирают кандидата в ферзи на b7 и выигрывают партию. Потрясающая по накалу и зрелищности партия! 0-1

Подведём итог: как грамотно работать над шахматами?

Получается, чтобы добиться прогресса в шахматах, необходимо развивать каждую из шахматных составляющих:

  1. Дебютная подготовка. Конечно, без знаний дебюта практически невозможно играть в шахматы на высоком уровне.
    Партия Свидлер – Мотылев

    Свидлер, Петр – Мотылев, Александр

    1.d4 d5 2.c4 d:c4 3.e4 c5 4.d5 Кf6 5.Кc3 b5 6.Сf4 Сa6 7.Кf3 b4 8.С:b8 b:c3 9.Фa4+ Фd7 10.Ф:a6 c:b2 11.Лb1 Л:b8 Эта позиция встречалась в игровой практике множество раз и основным продолжением здесь является Сс4. В партии белые избрали редкий вариант, которые не смысла, при этом создавая определенную угрозу.

    12.Кe5 Фb7 ?? Ошибка, после которой приходится сдаться через ход. (12… Фc7 13.Фa4+ (13.К:c4 !? Возможность обострить игру тоже представлялась возможной для белых.) 13… Кd7 14.К:c4 g6 15.Л:b2 Л:b2 16.К:b2 Сg7 17.Кd1 O-O 18.Сe2 С примерно равной позицией.)

    13.Л:b2 ! Черные сдались. Вот такая вот дебютная миниатюра. 1-0

  2. Изучение классического наследия. Это основа основ. Фундамент будущих побед. Изучая творчество Алехина, Капабланки, Карпова, Фишера и других великих шахматистов можно перенять их систему выбора хода, увидеть типовые планы и тактические идеи.Чем отличается слабый шахматист от сильного? Слабый перебирает ходы на доске или делает первый попавшийся. У сильного шахматиста в памяти хранится множество самых разных партий из творчества чемпионов мира и претендентов. Это строительный материал очень высокого качества, и с его помощью у шахматиста складывается последовательность выбора и поиска лучшего хода. Шахматист строит планы, находит верные решения. Если такая база есть, то на ее основе можно отрабатывать счет вариантов, методы поиска плана, ведения борьбы в целом. Если же подобной базы нет, то работать значительно труднее. Кроме того, знание классики позволяет нам иметь очень тонкую оценочную функцию. Расположение фигур, соотношение сил, пешечная структура и т.д.
    Партия Стейниц- Берделебен

    Стейниц, Вильгельм – Классика шахмат из 19 века!

    Белые стоят очень активно, на данный момент у черных связан конь на е7 и король временно не может уйти на один из флангов. Но черным осталось
    сделать всего 1 ход, чтобы нормализовать позицию. При своем ходе черные пошли бы Крf7, с дальнейшим давлением на слабую пешку d4. Прием, который провел первый чемпион мира Вильгельм Стейниц стал типовым в шахматах.

    1.d5 !! Освобождая поле d4 для коня, вскрывая линию “с” и самое главное, не давая королю черных уйти в безопасное место!

    1… c:d5 Единственный ход

    2.Кd4 ! Занимая сильное поле “d4”, с которого конь оказывает давление на оба фланга.

    2… Крf7 3.Кe6 ! Создавая угрозу Лс7.

    3… Лhc8 4.Фg4 g6 Единственная защита от мата. (4… Кg6 ? 5.Кg5+ и белые выигрывают ферзя)

    5.Кg5+ Крe8 В этой позиции белые могли выиграть пешку после Кh7, но Стейниц находил потрясающий тактический удар

    6.Л:e7+ !!

    6… Крf8 ! Черные отвечают сильнейшим образом. Выясняется,что из-за слабости по первой горизонтали белые не могут брать ферзя. (6… Кр:e7 сразу проигрывает после 7.Лe1+ Крd6 8.Фb4+ Крc7 9.Кe6+ Крb8 10.Фf4+ Лc7 11.К:c7 Ф:c7 12.Лe8++) (6… Ф:e7 тоже не дают черным спасения 7.Л:c8+ Л:c8 8.Ф:c8+ Фd8 9.Ф:d8+ Кр:d8 10.Кf3 и белые легко выигрывают)

    7.Лf7+ !

    7… Крg8 8.Лg7+ !! Удивительная позиция: у белых под боем все фигуры! Но ни одну из них брать нельзя.

    8… Крh8 (8… Кр:g7 9.Ф:d7+ Забираем ферзя с шахом!) (8… Ф:g7 9.Л:c8+ Л:c8 10.Ф:c8+ Фf8 11.Ф:f8+ Кр:f8 12.Кf3 опять же, с выигранной позицией)

    9.Л:h7+ далее следует форсированная атака, которая заканчивается матом

    9… Крg8 10.Лg7+ Крh8 11.Фh4+ Кр:g7 12.Фh7+ Крf8 13.Фh8+ Крe7 14.Фg7+ Крd8 15.Фf8+ Фe8 16.Кf7+ Крd7 17.Фd6++ В этой ситуации по словам очевидцев, соперник Стейница встал из-за стола и молча покинул игровую зону. 1-0

А в следующей части этой статьи мы поговорим о следующих составляющих:

  • Эндшпиль.
  • Развитие тактических и счетных способностей.
  • Игровая практика.
  • Стратегия: оценка позиции, план, размен фигур и др.
  • Физическая и психологическая подготовка.

Продолжение статьи

VKGoogle+TwitterFacebookLiveJournalOdnoklassniki