Статья написана известнейшим литератором и теоретиком, тренером многих сильных шахматистов, Заслуженным тренером СССР  П.А. Романовским:

Изучение сыгранных партий, а так­же решение задач и этюдов должны быть рекомендованы как первые шаги в работе над развитием аналитиче­ского мастерства. Второй этап, к которому надо ста­раться подойти как можно скорее, – это анализ чужого творчества, отдель­ных позиций и целых партий.

При этом возникает вопрос, могут ли шах­матисты младших разрядов (или даже начинающие) с пользой для себя изу­чать и критиковать партии мастеров? Необходимым и основным условием роста шахматиста является практика. Наряду с этим, важнейшим оружием в борьбе за творческое совершенство­вание, за общий рост шахматной куль­туры является самостоятельная рабо­та.

Это положение действует не только в условиях, где трудно получить спе­циальную помощь по овладению тео­рией и техникой. Шахматист, который ограничивает свою работу лишь бесе­дами с руководителем, будет двигать­ся вперед черепашьими шагами.

Каждый любитель шахмат должен хорошо освоить шахматную нотацию. Многие начинающие жалуются на то, что запись партии мешает им думать, не дает полностью сосредоточиться и т. д. В большинстве случаев эти жалобы не отражают действительного положения вещей, а являются резуль­татом самовнушения, но если и допус­тить, что в них содержится некото­рая доля истины, то подобные неболь­шие «затруднения» можно и должно преодолеть.

Сегодня, скажем, вы поз­нали все шахматные правила и через неделю уже играете свою первую пар­тию. 3апишите ее, чего бы это вам ни стоило.

Анализ (исследовательская работа) должен сопутствовать первым шагам шахматиста. Все сыгранные партии надо потом разбирать и записывать анализы в виде примечаний.

Даже не­искушенный любитель сам может об­наружить свои ошибки и найти ходы лучшие, чем сделанные им. Вначале анализ будет, конечно, отмечать лишь грубые ошибки, но это не важно. По­стоянное возвращение к анализу соб­ственных партий будет незаметным образом повышать его качество.

Как правильно анализировать партии

Шахматист, анализирующий с учеб­ными целями свои партии, должен стараться ответить на такие вопросы:

  1. Где обоими противниками допу­щены явные ошибки?
  2. Как можно было сыграть лучше?
  3. Какие перспективы (ближайшие хотя бы) раскрывались в этом случае?

В некоторых письмах мало-искушенные любители делились со мной в связи с этим своими опасениями.

«Где уж нам, – писал один из них, – разо­браться в хитроумных планах Бот­винника или Смыслова, когда мы и себя – то не всегда понимаем». Должен сказать, что для такой пессимисти­ческой оценки своих возможностей нет никаких оснований. Действительность показала, что даже начинающие могут разобраться в творческих замыслах любого мастера.

Надо только не сколь­зить в анализе поверхностным взгля­дом, а стремиться глубоко исследо­вать позицию, для чего, правда, при­дется основательно потрудиться. Чтобы разобраться в любой партии как следует, надо ее рассмотреть не­сколько раз, пока не удастся обна­ружить узловые моменты борьбы, ко­торые и надо подвергнуть тщатель­ному анализу.

К исследованию партий мастеров, на творчестве которых вы хотите учиться, следует подходить глу­боко и серьезно. Для анализа сначала надо подбирать подробно прокоммен­тированные партии и исследовать не только процесс борьбы, но и примеча­ния. 3атем можно попробовать аналитические силы на «немой» партии, над которой еще не работал опытный ком­ментатор.

Выбирая материал для ис­следовательской работы, следует вна­чале избегать длинных партий. Кроме узловых моментов, при иссле­довании партии надо пытаться вскрыть планы противников. Отдель­ные ходы мастеров трудно понять, если не удастся обнаружить плана, для выполнения которого они сделаны.

В плане ряд ходов имеет одну и ту же мотивировку – значит, бесполезно рассматривать их отдельно. По окончании исследования изучаю­щему остается подвести итоги своей работы, оценить игру противников и сделать выводы, которые могли бы пополнить его личный опыт. Хорошей школой анализа является также игра по переписке, которой по­лезно заниматься шахматистам всех разрядов.

Основную помощь в самообразова­нии оказывает шахматная литература. Библиотека шахматиста должна подбираться примерно по таким раз­делам: учебники, турнирные и другие сборники партий, монографии, периодические издания, книги по исто­рии, дебютная литература и книги по композиции.

Целеустремленная работа над шахматами – работа по плану

Целеустремленную работу над по­вышением своей шахматной культуры надо вести систематически.

Это зна­чит, что надо работать по плану, ко­торый приблизительно будет выгля­деть так:

  1. Практика (участие в соревновани­ях, сеансах одновременной игры, а также отдельные тренировочные и легкие партии; решение задач, этюдов и комбинационных позиций).
  2. Анализ (комментирование и раз­ бор собственных партий, исследование партий мастеров, разбор отдельных позиций, решение задач и этюдов).
  3. Теория (анализ теоретических окончаний, разбор дебютной борьбы в собственных и других партиях и критическое сравнение их с рекоменда­циями учебников и специальных мо­нографий, анализ отдельных дебют­ных позиций с критическим пользованием монографиями).
  4. История (ознакомление с историческими монографиями и статьями и исследовательская работа).
  5. Творческие вопросы (исследование комбинации, вопросы стиля).

О самостоятельной работе

Самостоятельная работа должна отражаться в систематизированных за­писях учащегося. Разделы, на которые желательно разбить такой днев­ник (на каждый раздел может быть заведена особая тетрадь), будут та­кими:

  • Собственные турнирные и матчевые партии;
  • легкие партии, партии по переписке и прочий непла­новый материал;
  • исследовательская работа по партиям мастеров;
  • лекции, прослушанные в учебном коллективе;
  • вопросы теории дебюта;
  • теория и практика эндшпиля;
  • история;
  • творческие вопросы;
  • доклады и рефераты;
  • лич­ные мысли и заметки.

Остановимся подробнее на каждом разделе.

  1. Собственные турнирные и мат­чевые партии.
    Сюда заносятся с собственными комментариями все партии, сыгранные в очных соревнованиях, таблицы результатов и краткая оценка своей игры.
  2. Легкие партии, партии по пере­писке и прочий неплановый материал.
    Сюда записываются лишь некоторые легкие партии, представляющие осо­бый интерес. Отдельной главой долж­ны явиться партии по переписке с комментариями, составленными во время игры. В них включаются также предположения о характере пред­стоящей борьбы. В этот же раздел записываются партии, игранные по консультации и в сеансах одновремен­ной игры, анализ партий из конкурса примечаний, обнаруженные ошибки в комментариях, в задачах и этю­дах и т. д.
  3. Исследовательская работа по партиям мастеров.
    В течение года сле­дует разобрать 4 – 5 партий (это ни в какой мере не мешает разыгры­вать другие партии, рассмотрение которых не преследует исследователь­ских целей).
  4. Лекции, прослушанные в учебном коллективе.
    На самой лекции лишь кратко конспектируется основное ее содержание. Дома этот конспект расшифровывается и заносится в дневник.
  5. Вопросы теории дебюта.
    В основ­ ном содержание раздела посвящается собственным аналитическим исследованиям и критике дебютных руко­водств. Сюда же заносятся дебют­ные идеи, имеющие значение для переоценки отдельных вариантов.
  6. Теория и практика эндшпиля.
    И в этот раздел нет нужды включать книжный материал. Полезно записать и самостоятельно проработать лишь отдельные узловые позиции. Специ­альное внимание следует уделить пе­шечным окончаниям, и особенно ана­лизу подобных окончаний, случивших­ся в практике.
  7. История.
    Надо записывать в хро­нологическом порядке важные истори­ческие даты в области шахмат, например даты проведения Всероссий­ских турниров, выступлений Чигорина на международных соревнованиях, международных турниров в нашей стране. В раздел заносятся замет­ки по вопросам истории шахмат.
  8. Творческие вопросы.
    Все, что осо­бенно заинтересует автора дневника, должно найти себе место на страни­цах этой главы. Тут разместятся и красивые, идейно насыщенные компо­зиции, и содержательные партии, и от­рывки из них, даже отдельные по­зиции. Свои творческие удачи, а ино­гда и ошибки, полезно включить сюда же. Привожу пример комбина­ции, взволновавшей обоих молодых противников, после того как она бы­ла обнаружена (так как она не была осуществлена). Подобный творческий материал, конечно, явился бы интерес­ной страницей раздела.

В следующей части статьи Вам будет предложено пройти тестирование по всем параметрам шахматной игры.

VKGoogle+TwitterFacebookLiveJournalOdnoklassniki