1. Эндшпиль. Очень неприятно проиграть ничейный эндшпиль или сделать ничью в выигранной позиции. Ведь эндшпиль – это завершающая часть партии, значит пройдена большая часть дистанции и потрачено много сил. Без знания законов эндшпиля никуда ни уйти. Чемпион мира В.В. Смыслов писал, что изучая эндшпиль можно сильно продвинуться в шахматах. С этим нельзя не согласиться, ведь шахматы- это набор правил. Учить правила легче в эндшпиле, где мало фигур, чем при полной доске фигур. Именно в эндшпиле можно почувствовать взаимодействие фигур, их силу и их слабые стороны (конь, к примеру, в открытых позициях слабее слона).
    Партия Лилиенталь – Смыслов

    Лилиенталь – Смыслов 1941 Москва
    В возникшей позиции из матча на звание абсолютного чемпиона СССР 1941 года белые имеют все шансы добиться решающего перевеса. Партия игралась более 70 лет назад, а позиция эндшпиля до сих пор имеет актуальное значение. Одно из главных правил эндшпиля гласит: “Активность фигур, в том числе активизация короля, может быть важнее материальных завоеваний”. Единственный шанс черных здесь состоит в том, чтобы воспользоваться активностью своей ладьи на е2 и активизировать своего короля, создавая угрозы королю соперника.

    1… Крe6 ! Как говорил классик: “Активность превыше всего!” (1… Крf8 ? Этот ход лишает черных шансов на спасение, так как нарушается принцип активизации короля. 1.Л:a7 Л:e3 2.Крf2 Несмотря на материальное равновесие черные сталкиваются с большими проблемами.)

    1.Л:a7 (1.Л:g7 Л:a2 2.Л:h7 a5)

    2… g5 ! Соль всего замысла черных. Они готовят ход f4.

    2.Л:h7 Л:a2 3.Лh6+ Крe5 4.Л:c6 Крe4 5.Л:c5 f4 !

    6.e:f4 Крf3 ! Несмотря на наличие 4-х лишних пешек у белых, они могут довольствоваться только ничьей.

    7.h3 Лa1+ = 1/2-1/2

  2. Развитие тактических и счетных способностей. В любой момент партии может возникнуть комбинация, которая кардинально изменит ситуацию на доске. То же касается и развития счетных способностей. Надо уметь посчитать последствия атаки или комбинации.
    Партия Шорт -Тимман

    Шорт – Тимман 1991 Тилбург
    В этой интереснейшей позиции предлагаю Вам подумать 5-10 минут, над тем, как белые здесь могут добиться форсированного выигрыша! План, который придумал здесь Найджел Шорт, известен еще со времен первых чемпионатов СССР.

    1.Крg3 !! Ход огромной силы! Белый король идет ставить мат на h6! Попробуйте за черных найти план спасения!

    1… Лce8 (1… Ф:a4 !? 2.Крf4 Ф:c2 последний шанс черных связан с разменом Фf5. 3.Лd3 Фc1+ (3… Ф:c4+ 4.Крg5 White has a decisive advantage) 4.Кd2 White has a decisive advantage)

    2.Крf4 Сc8 3.Крg5 С:d7 4.Крh6 White has a decisive advantage В начальной позиции практически невозможно представить себе ситуацию, где черные ничего не подставляя получат мат через 5 ходов! 1-0

  3. Стратегия: оценка позиции, план, размен фигур и др. Это база, также как и классическое наследие. Именно здесь может помочь опытный тренер. К примеру, мы знаем дебют, изучили законы эндшпиля, счетные позиции – это наш конек, но вот у нас возникает выбор между двух позиций. Какую из них выберем, зависит от оценки обеих позиций и сопоставления этих оценок. А как оценить позицию, в которой ферзь против трех легких фигур или ферзь против двух ладей? Если мы неправильно оцениваем позицию, считая, что, к примеру у нас лучше позиция (а на самом деле чуть похуже), то мы неправильно выбираем план игры. Фактически, оценка позиции – это шахматная система координат, а если она нарушена, то это влияет и на игру и на результат. Чаще всего это наблюдается в позициях, где нарушено материальное равновесие или существует нестандартное соотношение сил на доске:
    Партия Аугустин – Нанн

    Аугустин – Нанн 1977 Москва
    Эта позиция является уникальной и поняв ее, можно осознать некоторые шахматные законы. У белых ферзь и пешка против двух легких фигур. Потратьте немного своего и попробуйте найти за белых спасение от угроз черных! Слон и конь не очень большая компенсация за ферзя и пешку, но есть несколько факторов в пользу черных. Две открытых вертикали, ведущие к белому королю, и опорный пункт на f4 наиболее очевидны, но также важно, что ни одна из фигур белых, вероятно, не сможет в ближайшем будущем проявить активность. Вскрытые вертикали труднодоступны для белых ладей, и их слон практически беспомощен. Ферзь белых сравнительно бездеятелен, т.к. в позиции черных реальной мишени нет, а остальные фигуры белых неспособны взаимодействовать в ферзем. У белых есть одна возможность активизироваться играть c3 и d4, что как закрывает слону доступ на c5, так и дает белым возможность начать игру, выгодную для ферзю. Удастся это или нет, зависит от временного фактора: смогут ли черные предпринять атаку ладьей a8 до того, как белым удастся продвинуться в центре? Темп имеет большое значение. Без помощи c3 и d4 у белых не было бы вообще никаких шансов, но даже принимая во внимание эту возможность, белые по-прежнему в трудном положении. Прямая угроза 16…Лg8, и у белых есть два разумных способа защиты:

    1.Крh1 (1.Сf3 Сe6 ! 2.c3 Крe7 3.d4 Сb6 ! 4.Крh1 Лh4 5.Лg1 Лah8 6.Лg2 (6.Лg3 Л:h2+ 7.Крg1 Кh3+ (7… Сc4 !? 8.Фd2 Сe2 !! 9.Фe3 c5 ! с большим перевесом у черных) 8.Кр:h2 К:f2+ 9.Крg2 К:d1 10.Л:d1 e:d4 11.c:d4 С:a2 С большими шансами на победу у черных.) 6… К:g2 7.С:g2 (7.Кр:g2 Л:h2+ 8.Крg1 Л2h4 Black has a decisive advantage) 7… Л:h2+ 8.Крg1 Л2h4 9.Лc1 Лg8 10.f3 e:d4 11.c:d4 c5 ! Black has a decisive advantage)

    1… Сe6 ! Выигрывать материл здесь черные не могут, их главная задача – сохранить боевые единицы для атаки на короля! (1… К:g2 ?? 2.Кр:g2 Сh3+ 3.Крh1 С:f1 4.Ф:f1 White has a decisive advantage)

    2.Фf3 (2.c3 Крe7 3.d4 Лh4 4.d:c5 Лah8 5.c:d6+ c:d6 от угроз черных нет спасения)

    2… Крe7 3.Лg1 Лh6 4.Сf1 Лah8 5.Фg3 (5.Лg2 Сh3 6.Фg3 С:g2+ 7.С:g2 Лg6 Black has a decisive advantage)

    5… Сg4 !

    6.Лg2 К:g2 7.С:g2 (7.Ф:g2 Лg6 ! Black has a moderate advantage) (7.Кр:g2 Лg8 8.Крh1 Лf6 Black has a decisive advantage)

    7… Лg6 8.Лe1 (8.f3 Сe6 9.Фe1 Лhg8 Black has a decisive advantage)

    8… Сe6 9.Фf3 Лf6 10.Фd1 Лfh6 и черные выигрывают 0-1

  4. Игровая практика. Нет смысла учить теорию, если ее нельзя применить на практике. Любую теорию нужно уметь применять на деле. Главное- получить правильную обратную связь от игры. Это отдельная большая тема, по который тренеры нашей академии собрали большой статистический материал. Известны такие шахматисты, которые играют по 300 классических партий (с контролем времени больше 1 часа на партию) в год. При этом сила их игры не растет, как показывает рейтинг ФИДЕ. Казалось бы, играет почти каждый день, а толку от этого никакого. Если мы говорим об игре в шахматы по интернету, то здесь можно найти множество людей, которые играют по 5000 партий в году (это в среднем 10 партий в день)! И опять же, прогресса почти никакого. Теория и практика в шахматах взаимосвязаны. Все должно быть в гармонии. Поэтому, каждую сыгранную партию надо анализировать, тогда будет рост, тогда будет прогресс.
  5. Физическая и психологическая подготовка. Здесь речь идет и развитии общей физической подготовки и волевых качеств. Доказано научно, что развитие физической подготовки влияет на шахматиста с положительной стороны. Об этом писал еще М.М. Ботвинник, проводя большие исследования в своей шахматной школе. Что касается выбора спорта- здесь опять же все индивидуально. Кому-то подойдет плавание, кто-то получит разгрузку в большом теннисе и т.д.

Подводя итог следует отметить, что все шахматные стороны необходимо развивать. У каждого шахматиста текущий уровень игры, какой-то набор знаний. Выделив сильные и слабые стороны можно определить, над чем сейчас надо работать, какое направление работы выбрать, какой материал будет полезен в настоящий момент. Правильно составленный индивидуальный план дает импульс дальнейшего шахматного роста.

Продолжение статьи

VKGoogle+TwitterFacebookLiveJournalOdnoklassniki