Начало (дебют) является очень важной стадией партии. Ошибка в де­бюте может оказаться непоправимой и привести к тяжелым последствиям. Наоборот, хорошо разыгранное на­чало облегчает проведение самой от­ветственной стадии партии – ее се­редины. Следовательно, между дебю­том и серединой партии должна существовать теснейшая связь. Эта связь выражается главным образом в том, что дальнейший план игры строится на основе достижений дебю­та и отражает обстановку, сложив­шуюся в результате дебютной борьбы.

Развитие дебютных идей

Когда говорят, что шахматист разыграл дебют безыдейно, это зна­чит, что его замыслы были ограни­чены узким кругом чисто дебютных вопросов. Он полагал, что надо уста­новить пешку в центре, коней лучше выводить раньше, чем слонов, ранний выход ферзя или несколько ходов одной и той же фигурой приносят ущерб общему развитию сил.

Руководствуясь лишь такими со­ображениями в начале, шахматист неизбежно натолкнется на серьезные затруднения при обдумывании даль­нейшего плана игры. Он будет чувствовать, что дебют не раскрыл перед ним надлежащей перспективы и ему приходится начи­нать игру как бы с начала, в обста­новке, созданной без учета предстоя­щей борьбы.

В древних шахматах, в которых ходы пешки, ферзя и слона были ограничены и отсутствовало правило рокировки, игру начинали часто с за­ранее условленных позиций (табий). Объяснялось это тем, что скучно было делать первые 10 – 12 ходов ввиду отсутствия активных возможностей. В наше время борьба начинается сразу и уже через несколько ходов может принять острый характер, а шахматист, механически разыгры­вающий начало, часто приступает к игре со своего рода «табий».

Совершенно очевидно, что дебютные идеи должны развиваться в середине партии. М. Ботвинник высказал мысль о том, что сильной стороной в игре Д. Бронштейна являлось умение целеустремленно провести борьбу в фазе перехода ее от дебюта к середине. Именно в этой фазе игра Д. Брон­штейна отличалась большой силой и глубиной. Действительно, начало и середина партии у Д. Бронштейна прочно сцементированы, и трудно иногда даже уловить переходный момент. Больше того, вероятно, такой переход­ной фазы и вовсе не существует в игре, где планы дебюта и середины слиты в единое гармоническое целое.

Подобную гармонию можно наблю­дать не только в игре Д. Бронштейна. Она характерна для М. Ботвинника, П. Кереса, В. Смыслова и для боль­шинства других советских гроссмей­стеров и мастеров. Если вспомнить корифеев русской шахматной школы М. Чигорина, А. Алехина, А. Рубинштейна и дру­гих, то легко убедиться в том, что с первых ходов их мысль уходила далеко за грани дебюта.

Не лишены интереса в связи с этим некоторые высказывания Чигорина. Так, в мар­товском номере журнала «Шахматы» за 1894 г. Чигорин в статье «Дебюты в их логическом развитии» пишет по поводу хода 2. Фе2 во французской защите: «Обсуждать этот ход можно только в связи со всем планом, вытекающим из него, а не изолированно, как это делали господа критики. Вот почему узость и недальновидность суждения последних поразительна».

В том же журнале в коммента­риях к 17 – й партии своего матча с Таррашем Чигорин замечает по поводу хода 10 … Се6: «Этот ход и предыдущие три хода – суть только звенья в целом плане защиты и отдельно обсуждаемы быть не должны». Можно привести и высказывания Чигорина, где он тесно связывает дебютные ходы с последующим пла­ном игры. В его партиях можно найти множество примеров блестяще осуществленных атак, подготовленных глубокой идейной игрой в дебюте.

Характерным недостатком многих шахматистов является также отсутст­вие последовательности. Бывают слу­чаи, когда, подготовив проведение определенного плана, шахматист не­ожиданно отказывается от него. По­добные явления вызываются тем, что суждение о позиционной силе того или иного хода выносится оторвано от общего плана. Нельзя одобрить ход, объективно, быть может, и не­плохой, если он начинает разрывать единство партии, нарушать творческие замыслы. Игра в середине партии, не выте­кающая из хорошо разыгранного де­бюта, свидетельствует иногда и о том, что шахматист слишком увлекается дебютными вариантами, не вникая глубоко в их идейную сущность.

Подведем итоги

Итак, давайте ответим на вопрос: что значит разыграть дебют неудовлетвори­тельно? Это значит: разыграть дебют

  1. без учета планов середины игры;
  2. без использования замыслов дебюта в общем стратегическом плане;
  3. на основе общих, чисто дебютных задач.

Мастерство определяется, в числе различных характеризующих его черт, также логической связью, творческой гармонией замыслов в начале и се­редине партии.

VKGoogle+TwitterFacebookLiveJournalOdnoklassniki